составители
татьяна евстафьева
виталий нахманович
БАБИЙ ЯР:
человек, власть, история
книга 1
историческая топография
хронология событий
комитет «бабий яр» статьи документы иллюстрации указатели о книге обновленная версия
 УКАЗАТЕЛИ
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я 

Фрунзе ул. (Фрунзе им. ул., Кирилловская ул.)
Статьи
Т. Евстафьева, В. Нахманович
Сырец, Лукьяновка и Бабий Яр в первой половине XX в. (до начала немецкой оккупации 1941–1943 гг.). История застройки и проблемы топографии

Как историческая местность, это, согласно многочисленным документальным и картографическим источникам, территория, протянувшаяся от современной ул. Дорогожицкой до Куреневки (ул. Фрунзе).


Перейдя к рассмотрению Пятилетнего плана реконструкции г. Киева 1936–1940 гг. (прил. № 11), мы видим, что и в этот период планировалось на всей территории Бабьего Яра от ул. Лагерной до ул. Фрунзе разбить парк и провести дорогу вдоль его западной стороны, начиная от ул. Дегтяревской.

В. Нахманович
Расстрелы и захоронения в районе Бабьего Яра во время немецкой оккупации г. Киева 1941–1943 гг. Проблемы хронологии и топографии
Уничтожение трупов в Бабьем Яру. Август–сентябрь 1943 г.

Кроме того, Областная больница не примыкает к ул. Фрунзе и вообще находится достаточно далеко от Куреневки.


Вместе они выбираются на правую сторону яра и попадают в Кирилловскую больницу, а, проскочив сквозь нее, спускаются на Куреневку, на ул. Фрунзе.

Т. Евстафьева
Бабий Яр во второй половине XX в.

А через год в письме от 8 августа 1949 г. они же подчеркивали: «Из числа объектов дорожного строительства 1950 г., наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема»14 (док. № 103).


Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая [ул. Дорогожицкой в то время называлась современная ул. Мельникова. — Авт.], ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке.


«С целью достижения необходимого разделения автотранспорта по разным направлениям, — писал А. Давыдов, — крайне необходимо построить две кольцевые магистрали: 1. Окружную дорогу от Б. Васильковской ул. по ул. Совской, через дамбу Совских прудов, по ул. 497 Новой, бульвару Ленина, по ул. Ленинградской, по Дачному переулку, вдоль территории кинофабрики и асфальтобетонного завода и далее до ул. Лагерной [современные улицы Дорогожицкая и Шамрыло. — Авт.], и вдоль Бабьего Яра до ул. Фрунзе и Ново-Константиновской.


Такая дорога соединит следующие радиальные магистрали города: ул. Н.-Константиновскую, ул. Фрунзе, ул. Дорогожицкую [современная ул. Мельникова. — Авт.], Брест-Литовское шоссе, Борщаговскую ул., Воздухофлотское шоссе и Б. Васильковскую ул.


При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящегося на ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4%.

Документы
№ 25.  Из протокола допроса в НКВД в качестве свидетеля участника сожжения трупов в Бабьем Яру И. Долинера
4 февраля 1944 г.

После побега я скрывался на Кирилловской ул. дом № 126 около «Бабьего Яра» до того момента, пока немного успокоилось в лагере, затем я скрывался у знакомых и у своей жены, до прихода в Киев Красной Армии.

№ 85.  Записка бывших заключенных Сырецкого концлагеря Д. Будника, В. Давыдова, З. Трубакова, И. Долинера, В. Кукли «В Сырецком концлагере»
20 мая 1945 г.

Долинера спрятала на Кириловской, 126 гр. Козловская Н.

№ 103.  Письмо секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя и председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву и Председателю Совета Министров УССР Д. Коротченко о выделении средств на прокладку ливнестоков
8 августа 1949 г.

Из числа объектов дорожного строительства 1950 года, наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от Заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема.

№ 106.  Из «Основных положений десятилетнего плана городского строительства г. Киева на 1951–1960 гг.»
[1950 г.]

Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая, ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке; частично застраиваются также новые магистрали – Кловская и Печерская.


ул. Фрунзе


Работы по укреплению оползневой зоны правого берега Днепра, Батыевой горы, склонов над улицей Фрунзе и др. потребует затрат в 100 млн. рублей, устройство набережной на протяжении 3 км – 75 млн. рублей.

№ 107.  Переписка зам. начальника Киевского отделения ВК «Стройгидромеханизация» Ф. Дацких и начальника отдела планировки и застройки г. Киева М. Козлова по вопросу складирования пульпы в Бабьем Яру
8 марта 1950 г.

При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящего по ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4%.

№ 114.  Из письма председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КПУ А. Кириченко о строительстве кольцевых дорог в г. Киеве
[12 июля 1954 г.]

Окружну дорогу від В. Васильківської вул. по вул. Совській, через дамбу Совських ставків, по вул. 497 Новій, бульвару Леніна, по вул. Ленінградській, по Дачному провулку, вздовж території кінофабрики та асфальто-бетонного заводу і далі до вул. Лагерної та вздовж Бабього1 Яру до вул. Фрунзе та Ново-Костянтинівської.


Така дорога з'єднає такі радіальні магістралі міста: вул. Н. Константинівська, вул. Фрунзе, вул. Дорогожицьку, Брест-Литовське шосе, Борщагівську вул., Повітрофлотське шосе та В. Васильківську вул.

№ 132.  Справки второго секретаря ЦК КПУ И. Казанца для Президиума ЦК КПУ о проведенной работе по ликвидации последствий Куреневской катастрофы
14 - 25 марта 1961 г.

СПРАВКА № 1 о проведенной работе по ликвидации последствий затопления в районе улицы Фрунзе, Подольского района гор. Киева


13-го марта 1961 года в 8 часов 30 минут утра в результате прорыва ограждающей дамбы, сооруженной для производства замыва Бабьего Яра, водой и разжиженным грунтом была затоплена часть территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка.


СПРАВКА № 2 о проведенной работе по ликвидации последствий затопления в районе улицы им. Фрунзе, Подольского района гор. Киева.


По состоянию к 11 часам дня 14 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка продолжались.


Очищено 120 погонных метров улицы им. Фрунзе, ведется расчистка трамвайных путей, детально обследуются дома, подвергшиеся затоплению, выносится имущество.


СПРАВКА № 3 о проведенной работе по ликвидации последствий в районе улицы им. Фрунзе, Подольского района гор. Киева.


Днем 14 марта и в ночь на 15 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка продолжались.


Велась расчистка улицы и трамвайных путей по улице им. Фрунзе, полностью обследовано 36 домов, подвергшихся затоплению, восстанавливалась газификация ранее отключенных от газоснабжения жилых домов и коммунальных предприятий, проводилось расселение по квартирам людей, лишившихся крова в результате затопления.


ДОВІДКА № 4 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м. Києва


На протязі дня і ночі 15 березня 1961 року силами громадськості, будівельників і військових частин продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнування в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


ДОВІДКА № 5 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району, м. Києва


На протязі дня 16 березня і в ніч на 17 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


ДОВІДКА № 6 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району, м. Києва


17 березня 1961 року силами громадськості, будівельників, військовослужбовців військ МВС та військових частин Київського гарнізону продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


ДОВІДКА № 7 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м. Києва


На протязі 18 і 19 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


Проводилась розчистка вулиць і території затоплення, розбирались зруйновані житлові та адміністративно-господарські будинки, огороджувалась територія затоплення, розчищено вулицю імені Фрунзе та відбудовано трамвайну колію, завершено розселення по квартирах сімей, які внаслідок аварії залишились без житла.


ДОВІДКА № 8 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м. Києва


На протязі дня 20 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


Розпочався рух трамваїв по вулиці імені Фрунзе.


ДОВІДКА № 9 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м. Києва


На протязі 21 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.


ДОВІДКА № 10 про хід робіт по ліквідації наслідків затоплення в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району м. Києва


На протязі останніх чотирьох днів 22, 23, 24 і 25 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільського району.

№ 134.  Из стенограммы заседания Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра
16 марта 1961 г.

Позже, в 1959 г., возникла необходимость срочного замыва верховья отрога № 3, поскольку нужна была дорога на кладбище от улицы Фрунзе.

№ 136.  Из заключения экспертной комиссии по вопросу о причинах выноса разжиженного грунта из отвалов в Бабьем Яру
20 марта 1961 г.

Тов. МАРШАЛ П.К. сообщил, что он прибыл в район протекания воды через улицу Фрунзе в 8 час. 30 минут.


Вода залила проезжую часть ул. Фрунзе и приостановила всякое движение по ней. В месте протекания воды через ул. Фрунзе, скопилось значительное количество троллейбусов, трамваев и автомашин.


Тов. Маршал находился на ул. Фрунзе до 9 час. 05 мин.-9 час. 10 мин., после чего он отправился по Советской улице2 в верховье Бабьего Яра.


СПИСОК очевидцев, находившихся в момент аварии дамбы № 1 в отроге № 3 Бабьего Яра 13/III-61 г. на улице Фрунзе


В 9 ч. 10 мин.-9 ч. 15 мин. вода поднялась почти до будки регулировщика, расположенной у спуска на ул. Фрунзе, затем начала спадать.


9 час. 20 мин. находился на ул. Фрунзе, 109.

№ 137.  Проект cообщения Правительственной комиссии об окончании расследования причин аварии намытых земляных масс в Бабьем Яру и мероприятиях по ликвидации последствий затопления и разрушения в районе Куреневки г. Киева
[март 1961 г.]

Улица Фрунзе расчищена, по ней с 20 марта открыто движение городского транспорта.

№ 139.  Письмо членов партбюро организации п/я–34 в Президиум ЦК КПУ по вопросу обеспечения работников предприятия почтовый ящик № 34 жилой площадью
30 марта 1961 г.

В течение нескольких месяцев мы хлопотали перед Горсоветом о предоставлении нам площадки для строительства жилых домов по улице Фрунзе №№ 124–130.


Кроме того имеются сведения, что решение Горсовета об отведении нам площадки под застройку жилых домов по ул. Фрунзе № 124–130, будет отменено и наша строительная площадка передается УКС Горсовета для застройки ее 8-ми этажными домами в виде целого массива.

№ 140.  Письма членов Технической экспертной комиссии о необходимости принятия срочных мер во избежание дальнейших прорывов разжиженных масс грунта в сторону ул. Фрунзе
6 апреля 1961 г.

Письма членов Технической экспертной комиссии о необходимости принятия срочных мер во избежание дальнейших прорывов разжиженных масс грунта в сторону ул. Фрунзе


Во избежание дальнейших прорывов разжиженных масс грунта в сторону улицы Фрунзе, комиссия считает необходимым принять неотложные и самые срочные меры, а именно:


2. Немедленно организовать службу наблюдения и оповещения для принятия необходимых мер по предотвращению возможных аварий и защиты улицы Фрунзе с находящимися на ней объектами и населением;


При осмотре экспертами гидроотвалов в отрогах Бабьего Яра 6 апреля 1961 года эксперты пришли к категорическому заключению о том, что в настоящее время положение с намывными грунтами в отрогах Бабьего Яра продолжает оставаться угрожающим и при выпадении атмосферных осадков не исключается повторное сползание разжиженных грунтовых масс из отрогов Бабьего Яра в район ул. Фрунзе.

№ 143.  Докладная записка зам. председателя Киевского совнархоза Н. Михайлова в строительный отел ЦК КПУ по письму членов партбюро организации п/я–34 по вопросу обеспечения жилой площадью
18 апреля 1961 г.

Жилая площадь будет выделена в Сырецком массиве, строительство которого ведет стройтрест № 1 управления строительства Киевского совнархоза, и по ул. Фрунзе, 116.

№ 153.  Из справки о ходе подготовки строительных организаций Главкиевгорстроя к зимним условиям работы
[1963 г.]

Заканчивается строительство котельных на ж/массивах Лагерная–Гонты, Нивки (ІІ очередь), Фрунзе, 122–130.

Фотографии
№ 83

Улица Фрунзе со стороны города, залитая разжиженной массой грунта. Вид направо // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 25 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 5364, арк. 14.

№ 84

Улица Фрунзе со стороны города, залитая разжиженной массой грунта. Вид направо // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 26 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 5364, арк. 14зв.

№ 85

Улица Фрунзе со стороны Пущи, залитая разжиженной массой грунта. Вид налево // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 27 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 5364, арк. 15.

№ 86

Улица Фрунзе со стороны Пущи, залитая разжиженной массой грунта. Вид налево // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 28 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 5364, арк. 15зв.

№ 87

Улица Фрунзе со стороны Пущи, залитая разжиженной массой грунта. Вид налево // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 29 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 5364, арк. 16.

№ 88

Общий вид очистного забоя по улице Фрунзе со стороны города // Альбом фотодокументов по аварии гидроотвала в отроге № 3 Бабьего Яра в г. Киеве 13 марта 1961 года. Рис. 29 // ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 31, спр. 5364, арк. 17.