составители
татьяна евстафьева
виталий нахманович
БАБИЙ ЯР:
человек, власть, история
книга 1
историческая топография
хронология событий
комитет «бабий яр» статьи документы иллюстрации указатели о книге обновленная версия
 УКАЗАТЕЛИ
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я 

Победы пр-т (Брест-Литовский пр-т, Брест-Литовское ш., Шевченко Т. б-р)
Статьи
В. Нахманович
Источники и литература. Проблемы систематизации и особенности изучения
Б. Вторичные источники
1. Документы, восходящие к рассказам непосредственных свидетелей и участников событий
б) Изложения рассказов непосредственных свидетелей и участников событий

«Наша дорога смерти пролегла по улице Саксаганского к еврейскому базару (ныне пл. Победы), затем по Брест-Литовскому шоссе, по ул. Керосинной к району Лукьяновского кладбища.


«Шли мы по улице Саксаганского до Еврейского базара, оттуда — по Брест-Литовскому шоссе до Керосинной и дальше по Керосинной к Бабьему Яру.

Т. Евстафьева, В. Нахманович
Сырец, Лукьяновка и Бабий Яр в первой половине XX в. (до начала немецкой оккупации 1941–1943 гг.). История застройки и проблемы топографии

Планами работ на этот период предусматривалось исключительно укрепление оврага Бабьего Яра напротив ул. Дорогожицкой (современной ул. Мельникова) (прил. № 19) и реконструкция «ул. Лагерной от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе»34.


Таким образом, мы можем утверждать, что противотанковый ров, ставший в годы немецкой оккупации местом массовых расстрелов, был прорыт от Лукьяновского кладбища вдоль левой стороны ул. Лагерной (вдоль современного здания морга) и пересекал ее в том месте, где она поворачивала в сторону ул. Дегтяревской и Брест-Литовского проспекта (ул. Лагерная в то время включала в себя современную ул. Т. Шамрыло).

В. Нахманович
Расстрелы и захоронения в районе Бабьего Яра во время немецкой оккупации г. Киева 1941–1943 гг. Проблемы хронологии и топографии

Начало массовых расстрелов. Сентябрь 1941 г.

«Еще я видела, как по Брест-Литовскому шоссе немецкий конвой гнал военнопленных.


Расстрел еврейского населения 29–30 сентября 1941 г.

«Шли мы по улице Саксаганского до Еврейского базара, оттуда по Брест-Литовскому шоссе до Керосинной и дальше по Керосинной к Бабьему Яру...


«Мы все шли по Брест-Литовскому шоссе, несли детей на руках, плакали.

Д. Малаков
Киев и Бабий Яр на немецкой фотопленке осени 1941 года

На 3-м (фото № 1), 4-м (фото № 2) и 5-м (фото № 3) кадрах запечатлены убитые мужчины, лежащие на краю тротуара вдоль правой стороны современного киевского проспекта Победы, в квартале между одноименной площадью (бывшей Галицкой) и Воздухофлотским путепроводом — тогда пересечением бульвара Тараса Шевченко с шоссе Героев стратосферы.


Легко узнаваемо на втором плане кадра № 3 здание с колоннами — нынешнее Министерство образования и науки Украины (просп. Победы, 10), а до войны — Промакадемия (бульв. Тараса Шевченко, 86).


Тогда это было единственное большое здание на этом участке Брест-Литовского шоссе.


Очередной, 23-й кадр (фото № 21) сделан опять возле того же здания Промакадемии на бульваре Тараса Шевченко.


На трафарете — маршрут № 7, следовавший по бульвару Тараса Шевченко и Брест-Литовскому шоссе (проспект Победы) до ул. Полевой.

Т. Евстафьева
Бабий Яр во второй половине XX в.

В докладной записке председателя Киевского горисполкома А. Давыдова и секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя «О дорожном строительстве в гор. Киеве на 1949–1950 гг.», посланной секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву 29 сентября 1948 г., указывалось, что «для соединения Брест-Литовского шоссе и ул. Мельника с Подолом, минуя центральную часть города, намечена реконструкция улиц Сырецкой и Лагерной [включала современные улицы Дорогожицкая и Шамрыло. — Авт.] на протяжении 4 км, с устройством усовершенствованных покрытий и частичным расширением проезжей части до 7 метров ...стоимость работ 2,1 млн. руб. с выполнением в 1950 г.»13 (док. № 102).


А через год в письме от 8 августа 1949 г. они же подчеркивали: «Из числа объектов дорожного строительства 1950 г., наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема»14 (док. № 103).


Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая [ул. Дорогожицкой в то время называлась современная ул. Мельникова. — Авт.], ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке.


«Это магистральное кольцо, — отмечалось в плане, — пролегает через Подол, Сырец, пересекает Брест-Литовское шоссе возле завода «Большевик» и идет на Караваевы дачи.


Такая дорога соединит следующие радиальные магистрали города: ул. Н.-Константиновскую, ул. Фрунзе, ул. Дорогожицкую [современная ул. Мельникова. — Авт.], Брест-Литовское шоссе, Борщаговскую ул., Воздухофлотское шоссе и Б. Васильковскую ул.

Документы
№ 83.  Из протокола допроса в НКГБ в качестве свидетеля бывшей заключенной Сырецкого концлагеря Е. Утвенко
24 апреля 1944 г.

Ответ: В период немецкой оккупации я все время проживала в гор. Киеве по ул. Брест-Литовское шоссе, № 62 кв. 1, нигде не работала, а являлась домохозяйкой.

№ 98.  Воспоминания бывшего заключенного Сырецкого концлагеря К. Каспарьяна
3 сентября 2003 г.

На Брест-Литовском шоссе у меня тетя живет, к ней и пошел.

№ 102.  Из докладной записки председателя Киевского горисполкома А. Давыдова и секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву «О дорожном строительстве в гор. Киеве на 1949–1950 гг.»
29 сентября 1948 г.

Сырецкая–Лагерная – для соединения Брест-Литовского шоссе и ул. Мельника с Подолом, минуя центральную часть города, намечена реконструкция улиц Сырецкой и Лагерной на протяжении 4 км, с устройством усовершенствованных покрытий и частичным расширением проезжей части до 7 м. Объем дорожных работ – 24 т. м2 усовершенствованного покрытия уличных проездов: стоимость работ 2,1 млн. руб., с выполнением в 1950 году.

№ 103.  Письмо секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя и председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву и Председателю Совета Министров УССР Д. Коротченко о выделении средств на прокладку ливнестоков
8 августа 1949 г.

Проектом плана 1950 года предусмотрено строительство в гор. Киеве усовершенствованных дорожных покрытий, общей площадью 476 тыс. кв. м., в том числе по улицам: Ново-Константиновской, Лагерной с выходом на Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, Набережной, Саксаганского и др.


Из числа объектов дорожного строительства 1950 года, наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от Заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема.

№ 106.  Из «Основных положений десятилетнего плана городского строительства г. Киева на 1951–1960 гг.»
[1950 г.]

Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая, ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке; частично застраиваются также новые магистрали – Кловская и Печерская.


Брест-Литовское шоссе

№ 114.  Из письма председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КПУ А. Кириченко о строительстве кольцевых дорог в г. Киеве
[12 июля 1954 г.]

Така дорога з'єднає такі радіальні магістралі міста: вул. Н. Константинівська, вул. Фрунзе, вул. Дорогожицьку, Брест-Литовське шосе, Борщагівську вул., Повітрофлотське шосе та В. Васильківську вул.

№ 129.  Из справки начальника Управления благоустройства г. Киева М. Малюты для Орготдела Горисполкома о выполненных работах по внешнему благоустройству г. Киева в 1957–1958 гг.
23 декабря 1958 г.

Выполнены работы по реконструкции Ново-Константиновской улицы от Заводской до Еленовской, Верхнего и Нижнего Вала, ул. Горького до Ново-Тверской, ул. Набережно-Крещатикской от Пассажирской пристани до Ильинской, Воздухофлотское шоссе от ул. Артема до Брест-Литовского шоссе, Брест-Литовское шоссе между Гаванским и Ковельским мостами, ул. Гарматная, ул. Январского Восстания, Лагерная, Кагатная, Жилянская до Паньковской, Отрадная, Круглоуниверситетская, ул. Героев Триполья, Волошская, Хоревая, Ново-Тверская, Рыбальская, улица Ильича, 4-я Дачная и многие другие.

Фотографии
№ 1

Трупы на б-ре Т. Шевченко. Справа бывшая Промакадемия, дом № 74 (ныне пр-т Победы, 8) // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 3 // МІК.

№ 2

Трупы на б-ре Т. Шевченко. Вдали слева бывший Галицкий рынок (Евбаз) // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 4 // МІК.

№ 3

Трупы на б-ре Т. Шевченко. Вдали слева бывший Галицкий рынок (Евбаз). Начало октября 1941 г. // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 5 // МІК.

№ 21

Немецкий регулировщик на углу б-ра Т. Шевченко (ныне пр-т Победы) и ш. Героев Стратосферы (ныне ул. В. Черновола). Справа советская зенитная пушка // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 23 // МІК.