общественный комитет
для увековечения памяти
жертв бабьего яра
комитет «бабий яр»
Українська  Русская
главная заповедник имена история документы полемика ссылки о нас
ДОКУМЕНТЫ

Письмо-предупреждение украинских историков по поводу планов сооружения Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»

23 марта 2017 г.

28 сентября 2016 г. в дни 75-й годовщины трагедии Бабьего Яра в Киеве было торжественно объявлено о намерении создания Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Инициаторами проекта стали российские миллиардеры украинского происхождения Павел Фукс, Михаил Фридман и Герман Хан и украинский олигарх Виктор Пинчук.

В начале февраля 2017 г. в Киеве состоялось заседание экспертов – историков Холокоста, преимущественно иностранных, которые обсуждали проект концепции будущего мемориала.

Проект, в том виде, в каком о нем известно из общедоступной информация, вызвал ряд существенных возражений известных украинских историков – специалистов по истории евреев Украины, Холокоста, Второй мировой войны, исторической памяти и межнациональных отношений. Свою позицию они изложили в совместном письме, адресованном своим коллегам, выбранных в качестве экспертов Мемориального центра.

Ниже приводим полный текст письма-обращения:

 

 

Уважаемые коллеги,

 

7–8 февраля этого года вы приняли участие в собрании экспертов, организованном Мемориальным центром Холокоста «Бабий Яр». В связи с этим мы хотим довести до вас нашу общую позицию.

1. Мы полностью поддерживаем идею создания в столице Украины Мемориала с музейной, научной и образовательной составными, посвященного истории и памяти о Холокосте – самой страшной странице в истории еврейского народа и одном из самых ужасных геноцидов прошлого века.

2. Мы считаем неприемлемым возведение мемориального центра в самом Бабьем Яру или на территории одного из бывших кладбищ. На сегодня, по имеющейся информации, сооружение центра планируется именно на участке разрушенного в советское время Еврейского кладбища, что подтверждают все исторические карты.

3. Мы считаем искусственным выделение т.н. «Холокоста от пуль» из общей истории Холокоста в Европе. Если такой подход будет принят, это станет очередной попыткой на уровне исторической памяти возродить единое советское цивилизационное пространство и таким образом использовать болезненную тему Холокоста для продвижения неоимпериалистических идей «русского мира».

4. Украинские земли во время Второй мировой войны были оккупированы разными государствами, а преследование и уничтожение евреев происходило здесь разными способами. В частности, до четверти из 1,5 млн. погибших украинских евреев были убиты в нацистских лагерях смерти на оккупированной территории Польши.

5. Поэтому мы считаем правильным посвятить будущий музей всей истории Холокоста, что поставит его на уровень мировых центров такого рода. Вместе с тем, и Музей истории Холокоста в Украине должен быть вписан в контекст истории Второй мировой войны и Холокоста в Европе, что будет содействовать комплексной инкорпорации этой проблематики в новую историческую память украинского народа.

6. Еврейская трагедия превратила Бабий Яр в мировой символ Холокоста, а евреи составили свыше двух третей из 90–100 тыс. расстрелянных и похороненных здесь жертв. Вместе с тем, во время нацистской оккупации Бабий Яр стал местом расстрела не только евреев, а всех, кого нацисты считали своими врагами: ромов, украинских националистов, советских военнопленных и подпольщиков, узников Сырецкого концлагеря, заложников и душевнобольных. После войны Бабий Яр стал территорией техногенной Куреневской катастрофы, а также местом борьбы за право увековечить память жертв Холокоста.

7. Поэтому мы считаем ошибочными попытки ассоциировать Бабий Яр исключительно с историей Холокоста, игнорируя другие жертвы и другие драматические моменты его истории. Такой подход лишь заострит войну памятей, которая уже много лет ведется на территории Бабьего Яра.

8. Хотя история уничтожения евреев Киева, очевидно, должна стать ключевой темой Музея Бабьего Яра, мы считаем, что музей Холокоста и музей Бабьего Яра должны быть отдельными учреждениями, которые раскрывают разные аспекты и разные контексты трагической истории ХХ в.

Мы надеемся, что вы как наши коллеги поймете и поддержите нашу позицию и донесете ее до основателей и руководителей Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр».

 

С уважением,

 

Геннадий БОРЯК, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ

Максим ГОН, д.пол.н., проф., Ровенский государственный гуманитарный университет

Петр ДОЛГАНОВ, к.и.н., Ровенский государственный гуманитарный университет

Наталия ЗИНЕВИЧ, к.и.н., Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАНУ

Олег КОЗЕРОД, д.и.н., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ

Александр ЛЫСЕНКО, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ

Александр МАЙБОРОДА, д.и.н., проф., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ

Иван МОНОЛАТИЙ, д.пол.н., проф., Прикарпатский национальный университет им. В. Стефаника

Виталий НАХМАНОВИЧ, историк, Музей истории г. Киева

Татьяна ПАСТУШЕНКО, к.и.н., Институт истории Украины НАНУ

Иван ПАТРИЛЯК, д.и.н., проф., Киевский национальный университет им. Т. Шевченко

Анатолий ПОДОЛЬСКИЙ, к.и.н., Украинский центр изучения истории Холокоста

Елена СТЯЖКИНА, д.и.н., проф., Институт истории Украины НАНУ

Олег СУРОВЦЕВ, к.и.н., Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича

Игорь ТУРОВ, д.и.н., Институт политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАНУ

Михаил ТЯГЛЫЙ, историк, научный журнал «Холокост и современность: Студии в Украине и мире»

 


 

A Letter of Concern by Ukrainian Historians Regarding the Plans to Construct the Babi Yar Holocaust Memorial Center

March 23, 2017

On September 28, 2016, during the commemoration of the 75th anniversary of Babyn Yar tragedy in Kyiv a plan was announced to create Babi Yar Holocaust Memorial Center. The project was initiated by Russian billionaires of Ukrainian descent Pavlo Fuks, Mykhaylo Fridman, Herman Khan and a Ukrainian oligarch Viktor Pinchuk.

In early February 2017, in Kyiv an expert meeting took place, gathering Holocaust historians, mostly from abroad, to discuss the concept of the future memorial.

Based on the information available to the public, the project has raised a number of considerable concerns from the well-known Ukrainian historians specializing in Ukrainian-Jewish history, the Holocaust, World War II, historical memory and interethnic relations. Their reasoning was laid out in a common letter, addressed to their colleagues chosen as experts of the Memorial Center.

Below you can find the full text of that letter:

 

 

Dear colleagues!

 

On February 7-8, 2017 you took part in an expert meeting organized by Babi Yar Holocaust Memorial Center. With regard to this we would like you to consider our common appeal.

  1. We fully support the idea of creation in the Ukrainian capital of a memorial center embracing museum, research and educational compounds and representing the history of the Holocaust – the most tragic page of the Jewish history and one of the most ferocious genocidal acts of the previous century.
  2. We find unacceptable the construction of a memorial center on the terrain of Babyn Yar itself or on the territory of one of the former cemeteries. According to the presently available information, the construction works are planned exactly on the site of the Jewish cemetery that was destroyed during the Soviet rule. The location of the former cemetery is confirmed by all historical maps.
  3. We believe that singling out the so-called “Holocaust by bullets” from the general history of the Holocaust in Europe is artificial and far-fetched. If such an approach is accepted, it may become another attempt, this time on the level of historical memory, to restore the common Soviet civilizational space and by its means to exploit the painful topic of the Holocaust to advance neoimperialistic ideas of the “Russian world”.
  4. During the Second World War the Ukrainian territories were occupied by different states which defined means of persecution and murder of local Jews. Namely, up to a quarter of 1,5 mln murdered Ukrainian Jews were killed in Nazi death camps on the occupied Polish territories.
  5. Therefore, we find it appropriate that the future museum should embrace the whole complexity of the Holocaust history, matching the level of other similar world-known centers. The Museum of the Holocaust in Ukraine should reflect the context of World War II and the Holocaust in Europe to foster complex incorporation of the issues to the new historical memory of the Ukrainian people.
  6. The Jewish tragedy turned Babyn Yar into a world Holocaust symbol, Jews making up two-thirds of the 90-100 thousand victims murdered and buried there. Nonetheless, Nazi occupation made Babyn Yar into an execution spot not only for Jews, but everyone considered an enemy by the Nazis: Roma, Ukrainian nationalists, Soviet POWs and partisans, prisoners of Syretsky concentration camp, hostages and mentally sick. After the war Babyn Yar became the place of a technological disaster – Kurenivska tragedy – and the site of struggle for the right to commemorate the victims of the Holocaust.
  7. In the light of above, we find it wrong to limit Babyn Yar exclusively to the history of the Holocaust, ignoring other victims and other dramatic moments connected to the site. Such an approach will only emphasize memory wars over Babyn Yar which has been the case for many years by now.
  8. Though it is obvious that the history of murder of Kyiv Jews must be at the heart of a Babyn Yar Museum, we strongly believe that a Holocaust Museum and a Babyn Yar Museum should be separate institutions focusing on different aspects and contexts of the tragic XX century.

 

We sincerely hope that you as our colleagues will understand and support our view and further present it to the funders and directors of the Babi Yar Holocaust Memorial Center.

 

Faithfully Yours,

 

Prof. Hennadiy Boryak, Institute of History of Ukraine of the National Academy of Science of Ukraine

Dr. Petro Dolhanov, Rivne State University of Humanities

Prof. Maksym Hon, Rivne State University of Humanities

Prof. Oleh Kozerod, Kuras Institute of Political and Ethnic Studies of the National Academy of Science of Ukraine

Prof. Oleksandr Lysenko, Institute of History of Ukraine of the National Academy of Science of Ukraine

Prof. Oleksandr Mayboroda, Kuras Institute of Political and Ethnic Studies of the National Academy of Science of Ukraine

Prof. Ivan Monolatiy, Vasyl Stefanyk Precarpathian national University

Vitaliy Nakhmanovych, Historian, Museum of History of Kyiv

Dr. Tetyana Pastushenko, Institute of History of Ukraine of the National Academy of Science of Ukraine

Prof. Ivan Patrilyak, Taras Shevchenko National University of Kyiv

Dr. Anatoliy Podolskyi, Ukrainian Center for Holocaust Studies; Kuras Institute of Political and Ethnic Studies of the National Academy of Science of Ukraine

Prof. Olena Styazhkina, Institute of History of Ukraine of the National Academy of Science of Ukraine

Dr. Oleh Surovtsev, Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University

Prof. Ihor Turov, Kuras Institute of Political and Ethnic Studies of the National Academy of Science of Ukraine

Mikhail Tyaglyy, Historian. Ukrainian Center for Holocaust Studies. Scholarly Journal “Holocaust & Modernity. Studies in Ukraine and the World”

Dr. Nataliya Zynevych, Grushevskiy Institute of Ukrainian Archeology of the National Academy of Science of Ukraine




Интернет-версия книги «Бабий Яр: человек, власть, история»

Деятельность Комитета «Бабий Яр»



BESTHOSTING
хостинг на серверах
в Україні, США та Німеччині.
Домен БЕЗКОШТОВНО!
Наш баннер

© Общественный комитет «Бабий Яр», 2007-2017
Generated by
Alex:DB:Manager