общественный комитет
для увековечения памяти
жертв бабьего яра
комитет «бабий яр»
Українська  Русская
главная заповедник имена история документы полемика ссылки о нас
ПОЛЕМИКА

Анатолий Подольский

Украинское государство опоздало на 15 лет

– Президент огласил намерение построить в Бабьем Яру мемориал в память жертв нацизма. Насколько своевременна эта идея?

– На мой взгляд, еще 15 лет назад, когда Украина стала суверенной, но когда еще не была построена станция метро «Дорогожичи», нужно было сделать следующее: есть европейский, мировой опыт, не нужно ничего придумывать, тот же Аушвиц в Польше или Ватерлоо в Бельгии — это мемориальная зона, очерченная государством. В этом вопросе не нужно ждать помощи общины еврейской или ромской.

Если мы рассматриваем историю евреев Украины, судьбу евреев Украины во время Второй мировой войны как составляющую истории и культуры Украины и рассматриваем Украину как поликультурное государство, то это наша история, и государство само должно было четко закрепить государственными актами Бабий Яр как государственную мемориальную зону памяти трагедии Второй мировой. Сделать так, как это делалось в мире, в Вашингтоне или Иерусалиме, где созданы музеи. И не делать культурные центры, синагоги, церкви, отдельные памятники или образовательные центры. На мой взгляд, это должна быть мемориальная зона, это должен быть музей памяти. И главное, это должно быть инициировано государством и за государственные средства.

– Почему за пятнадцать лет этого не было сделано?

– Причина, на мой взгляд — и мы можем об этом говорить, и от этого никуда не денемся, — к сожалению, в суверенной Украине есть проявления ксенофобии, антисемитизма, продолжение публикаций МАУП. Но глубинная причина в том, что украинским обществом и, в первую очередь, государством не выработано до сих пор концепции идеологии отношения к историческому прошлому, к концепции, что Украина — не моноэтническое государство. На месте Бабьего Яра должен быть мемориал. В Аушвице не строят культурные центры, и Аушвиц опекается польским государством с 1947 года. Его опекала социалистическая Польша, не говоря о современной, а не еврейская община Польши. Глубинная проблема в том, что в государстве не выработана концепция, как относиться к историческому прошлому, принять исторические факты, и сказать, что это наше общее прошлое, а не так, что трагедия евреев — Бабий Яр, трагедия украинцев — Голодомор. Это неправильно.

– Как, по-вашему, воспримут такую идею в Украине?

– Если украинским интеллектуалам не нужно доказывать поликультурность Украины и что национальные меньшинства — это составная часть украинского социума, то у украинской власти за пятнадцать лет суверенности не выработаны подходы государства к истории. История Украины была тяжелой и не всегда однозначной. Как Иван Дзюба говорил: оставить Бабий Яр как символ Хлокоста, и не трогать больше. Для многих семей, для моей семьи — это как кладбище, там две мои родные тети, моя родная бабушка.

Должна быть ответственность духовная, историческая, но не коллективная, уголовная, юридическая. Яркий пример для меня, когда президент маленькой Латвии Вайра Вике-Фрейберга в июле, когда была годовщина массовых расстрелов еврейской общины в Румбульском лесу, возле Риги (это как наш Бабий Яр), сказала, что это трагедия, которую мы должны помнить, потому что это история Латвии. Поэтому в Латвии об этом помнят, вводят учебные курсы про Холокост как часть истории Латвии. У нас так не говорят. Хотелось, чтобы у нас был такой государственный подход.

– Как видит будущее Бабьего Яра еврейская община?

– Для меня важнее, чтобы эту проблему решало государство и прислушивалось к дискуссиям в еврейской общине. И не ждать финансовой помощи извне, а сказать: это наша история и культура, и государство берет Бабий Яр под опеку. Музей Холокоста в Вашингтоне — это государственный музей. В Аушвице, Освенциме образовательный, научный центр, музей — они государственные. Так должно быть и у нас.

– Ваша оценка форума, который проходит в Киеве?

– Важно, что Украина отмечает годовщину. Но минус такой, что многие иностранные гости прямо спрашивают: какой статус у Бабьего Яра? Есть место скорби, но до сих пор государство четко не обозначило статус. Вчера прошло открытие выставки, сегодня будут мероприятия в опере. Событие проходит, но проблемы государственной неопределенности Украины, люди из других стран чувствуют, и это, конечно же, минус. Государство Украина, государственные органы должны были это событие взять полностью под свою опеку. Конечно, хорошо, что еврейские организации помогают, но в таких случаях государственные органы должны быть более причастны к организации.

В любом случае важно и хорошо, что форум проходит, это показывает молодежи и миру, что память остается.

Интервью Владислава Литкевича




Интернет-версия книги «Бабий Яр: человек, власть, история»

Деятельность Комитета «Бабий Яр»



BESTHOSTING
хостинг на серверах
в Україні, США та Німеччині.
Домен БЕЗКОШТОВНО!
Наш баннер

© Общественный комитет «Бабий Яр», 2007-2019
Generated by
Alex:DB:Manager