общественный комитет
для увековечения памяти
жертв бабьего яра
комитет «бабий яр»
Українська  Русская
главная заповедник имена история документы полемика ссылки о нас
ПОЛЕМИКА

Иван Дзюба

Неусыпное предостережение человечеству: Голодомор, Геноцид и Холокост

27 сентября в Национальной опере Украины состоялось скорбное Собрание Памяти (в рамках мероприятий «Жизнь народу моему!»), посвященное 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра. Внимание «Дня» привлекло выступление на собрании выдающегося украинского ученого, общественного и культурного деятеля, академика Ивана Михайловича Дзюбы. Мы печатаем именно это выступление (с любезного разрешения автора) не только из чувства высокого уважения к личности Ивана Михайловича, но и потому, что, как нам кажется, в этой краткой речи очень точно, воистину мудро расставлены акценты, которые позволяют сохранить необходимые в разговоре о такой всемирной катастрофе, как Бабий Яр, справедливость и объективность.

Действительно, зададим себе вопрос: отвечает ли этическому уровню, вызовам и реалиям ХХI века даже малейшее стремление вспоминать о геноцидном злодеянии (или Холокост еврейского народа, или Голодомор 1932—1933 годов) сквозь призму исключительно «национальной идеи» — пусть самой благородной?

Уместно ли взвешивать на «весах» (любых!), чья именно нация больше всего пострадала от ужасных преступлений тоталитаризма середины ХХ в., сколько внутри нации (в частности, украинской, еврейской, какой-то другой), было жертв, сколько героев, а сколько — доносчиков или преступников? К превеликому сожалению, нам показалось, что речь президента Израиля не была вполне свободна от устарелых подходов... Это особенно бросалось в глаза, учитывая, что Президент Украины и его Секретариат, обеспечивавшие организацию мероприятий, на этот раз действительно «оказались на высоте».

Память немыслима без совести, а Бабий Яр — неусыпное предостережение человечеству. В этом убежден академик Иван Дзюба. Прежде чем предоставить ему слово, напомним прекрасные слова великого польского поэта Юлиана Тувима: «Человечество объединяет не столько та кровь, которая течет в жилах, как та, которая выливается из жил после выстрелов!».

Темные человеконенавистнические силы почему-то для своих жутких преступлений стремятся избрать благословенные места природы, — наверное, по инстинкту надругательства над духом жизни. Так, прекрасная окраина Киева — Бабий Яр — стала местом, куда большевистская власть тайком сбрасывала жертвы Голодомора 1933 года. А спустя восемь лет фашистские захватчики избрали Бабий Яр местом устрашающей демонстрации своих методов «окончательного разрешения еврейского вопроса», то есть истребления евреев как нации, а в то же время и расправы со своими политическими противниками и со всеми непокорными разных национальностей, не в последнюю очередь — украинцами, среди которых и наша выдающаяся поэтесса Елена Телига.

Вот уже 65 лет память десятков и десятков тысяч безвинных жертв обращалась и обращается к совести человечества. Образ-символ Бабьего Яра должен действовать как неусыпное предостережение человечеству перед многоликими силами человеконенавистничества и деспотизма. Но в Советском Союзе для этого мало что было сделано, потому что Сталин уже подумывал о своем варианте «окончательного решения», а во времена Хрущева — Брежнева понемногу набирал силу «стыдливый» полуофициальный антисемитизм.

Правду о Бабьем Яре должна была сказать оппозиционная режиму интеллигенция. Ее говорили киевляне Анатолий Кузнецов, Виктор Некрасов, Наум Коржавин, Борис Антоненко-Давидович; на весь мир раздался голос Евгения Евтушенко. Волнующим актом почтения памяти жертв и в то же время могущественным протестом против цинизма власти стал стихийный, несмотря на запрещения, многотысячный митинг у Бабьего Яра в 25-ю годовщину трагедии, 29 сентября 1966 года. Трудно передать словами то, что тогда делалось и переживалось. Окружающие холмы были заполнены безгранично взволнованными людьми, и над всем витал дух великой скорби и тревоги. Люди хотели правды о трагедии, и хотели веры в то, что такого больше не будет.

Уважаемые господа! Выступая ныне перед вами, я мог бы слово в слово повторить многое из того, что говорил тогда. К сожалению, мог бы повторить. К сожалению — потому что, хотя мир якобы и знает правду о геноциде, хотя якобы и существует понимание необходимости достойно почтить память его жертв, хотя и выработаны соответствующие ритуалы, — но сделало ли человечество выводы из этой и других трагедий XX века, из страшных уроков истории? Нет, не сделало, потому что и сегодня на всех континентах видим вспышки человеконенавистничества, и опять льется кровь по причине расовых, национальных, религиозных предубеждений и суеверий.

Сорок лет назад мы говорили и о том, что украинцы и евреи должны подать миру пример понимания и взаимоподдержки. Такой пример подали украинские и еврейские диссиденты 60— 70-х годов, которые вместе противостояли деспотизму, вместе страдали в брежневских лагерях, а те из них, кто остался живой, сохранили верность этой дружбе. Верность идеалу человечности... Но все ли украинцы достойны сегодня памяти Василия Стуса и Ивана Светличного? И сегодня жжет стыд за то, что среди нас, украинцев, есть те, кто взращивает свой якобы патриотизм на антисемитских дрожжах, не понимая, какой вред наносит украинскому делу и как искажает свое человеческое подобие. А кое-кто говорит: поскольку евреи в современном мире большая сила, то с ними нужно считаться. Нет, нужно считаться со своей совестью, с чувством человечности.

Но так же возникает и второй вопрос: все ли евреи готовы воспринять то, что говорил в защиту Украины большой еврейский лидер Владимир Жаботинский? И все ли готовы подписаться под словами большого российского писателя, еврея с Украины Василия Гроссмана, который в повести «Все течет» еще почти полвека назад поставил Голодомор 1932—1933 годов рядом с гитлеровским геноцидом, поставил рядом голодную смерть украинского ребенка «серед степу широкого» и голодную смерть еврейского ребенка в нацистском концлагере? Все ли могут сопротивляться украинофобии? Попыткам, вопреки историческим фактам и фактам современности, — представить именно Украину как очаг антисемитизма?

Волей истории судьбы украинского и еврейского народов взаимосвязаны, и они должны дать адекватный ответ на вызов истории. Показать человечеству пример уважения друг к другу, знания друг друга, понимания друг друга, помощи друг другу. Это был бы наш совместный добрый вклад в мировую историю...




Интернет-версия книги «Бабий Яр: человек, власть, история»

Деятельность Комитета «Бабий Яр»



BESTHOSTING
хостинг на серверах
в Україні, США та Німеччині.
Домен БЕЗКОШТОВНО!
Наш баннер

© Общественный комитет «Бабий Яр», 2007-2018
Generated by
Alex:DB:Manager