громадський комітет
для вшанування пам'яті
жертв бабиного яру
комітет «бабин яр»
Українська  Русская
головна заповідник імена історія документи полеміка посилання про нас
ІСТОРІЯ

Татьяна Евстафьева

Летопись катастрофы

Ровно 49 лет назад — 13 марта 1961 г. — песчано-глиняная пульпа*, которой на протяжении 10 лет заполняли Бабий Яр, прорвала дамбу. Грязевой поток хлынул вниз и в считаные минуты залил жилые кварталы между улицами Фрунзе и Новоконстантиновской. Эта техногенная катастрофа вошла в историю под именем Куреневской трагедии. А в народе тогда говорили, что Бабий Яр мстит...

____________________________

* Смесь воды и грунта, получаемая при земляных работах гидравлическим способом.

Заполненные пульпой верховья оврага между нынешними улицами Ольжича и Мельникова.
В левой части кадра — насосная станция (здесь и далее — март 1961 г.)

С началом строительства жилого массива Сырец и транспортной магистрали**, призванной соединить Лукьяновку с Куреневкой, было решено ликвидировать овраг Бабий Яр. Достичь этого планировалось путем намыва грунта, транспортируемого по трубам в виде пульпы из глиняных карьеров Петровских кирпичных заводов (глину добывали в районе нынешней Сырецкой улицы).

______________________________________

** До 1969 г. — ул. Новоокружная, с 1969-го по 1993 г. — ул. Д. Коротченко, с 1993 г. — ул. О. Телиги.

Киевский горисполком решением №582 от 28 марта 1950 г. утвердил проект, по которому предполагалось заполнить весь овраг, начиная с его верховьев в районе ул. Мельникова. Это наряду с установлением отметки намыва на уровне поверхности земли и предопределило будущую катастрофу: выше жилого массива создавали исполинский резервуар грязи, который при малейшем недосмотре мог прорвать инженерные заграждения.

Работы по заливке яра начались в 1952 г. Следует сказать, что далеко не все киевляне были в восторге от уничтожения этой исторической местности. «Кому это могло прийти в голову — засыпать овраг и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол? — писал Виктор Некрасов в «Литературной газете» в сентябре 1959 г. — Нет, этого допустить нельзя! Когда человек умирает, его хоронят, и на могиле ставят памятник. Неужели этой дани уважения не заслужили 195 тысяч киевлян, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище!»

Но овраг продолжали заполнять столь интенсивно, что существовавшая дренажная система не в состоянии была справиться с отводом воды. «...Нет сомнений в том, что если бы не было избытка жидкости, то не произошло бы аварии. Неужели жизнь людей должна была зависеть от метрового слоя валика, который должен был держать воду?» — говорил на заседании Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра профессор КИСИ А.М. Дранников.

По заключению комиссии, «...авария произошла в результате ошибок, допущенных в проекте, и нарушения технологии производства работ, производимых специализированным управлением №610 Министерства строительства УССР, что привело к большому насыщению водой нижних слоев намыва и сосредоточению значительного количества воды в верховьях оврага»***.

______________________________________

*** Здесь и далее фрагменты документов воспроизводятся с сохранением орфографии оригиналов

Но еще 11 февраля 1957 г. начальник специнспекции Подольского района Киева Глущенко писал директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брыцало: «Вследствие недостаточного надзора Вашими работниками на гидропульте по скрышиванию грунта, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций».

Увы, дополнительные противоаварийные меры приняты не были, и в 8.30 утра 13 марта 1961 г. пульпа прорвала защитную дамбу. Громадный поток густой грязи высотой около 4 м стремительно понесся на Куреневку.

Устье селевого потока (промоина в верхней дамбе)

В отчете спецкомиссии Госстроя УССР «Защитные мероприятия в районе Бабьего Яра», подготовленном в 1962 г., дано такое описание аварии: «Утром 13.03.1961 г. в отроге № 3 Бабьего Яра, выходящего на ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, произошла авария. Она заключалась в том, что часть отвалов гидронамыва от вскрышных карьеров Петровских кирпичных заводов (из общего объема намытых масс в Бабьем Яру свыше 4 млн. куб. м, в том числе в отроге № 3 около 3,2 млн. куб. м.) пришла в движение.

Разжиженная масса, пройдя вниз по оврагу со скоростью 3—5 м в секунду занесла часть жилых кварталов между улицами Фрунзе и Ново-Константиновской площадью до 30 га. Объем массы, вынесенной на указанную площадь составил по обмерам примерно 600 тыс. куб. м.

Остальная часть двигавшихся разжиженных земляных масс в объеме примерно 50 тыс. куб. м. отложилась на участке между упомянутыми гидроотвалами и улицей Фрунзе. Растекание разжиженной земляной массы по указному выше участку продолжалось примерно 30 минут.

После разрушения дамбы № 1 и выноса разжиженной земляной массы в течение, примерно, 2-х часов продолжалось поступление воды из оврага на ул. Фрунзе».

Разрушенная нижняя дамба

Последствия были ужасными. Обратимся к ежедневным справкам, подготовленным председателем Правительственной комиссии секретарем ЦК КПУ Иваном Казанцом для ознакомления членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КП Украины.

«13-го марта 1961 года... К 10 часам утра поступление воды прекратилось. Вследствие затопления разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Приведены в негодность 298 жилых квартир, в том числе 163 в частных домовладениях, в которых проживало 353 семьи с общим количеством 1228 человек.

Выведены из строя энергоснабжение, газоснабжение и частично нарушена канализация прилегающего района.

В связи с этим вынуждены были отключить газ из 544 жилых домов (5792 квартир). Отключено также 82 коммунально-бытовых предприятия и 39 котельных установок.

По состоянию на 10 часов вечера 13 марта из района затопления было эвакуировано 800 чел. и 117 пострадавших. Извлечено 25 трупов, в числе которых 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознаны. По опросу пострадавших предполагается, что под завалами домов находится еще часть трупов. Из 15 неопознанных некоторые извлечены из сгоревшего автобуса, который ехал из Дымера. Через Дымерский Райисполком устанавливается личность этих людей.

Для ликвидации последствий затопления привлечены воинские части Киевского гарнизона, части войск МВД, пожарные команды, милиция, строительные организации, общественность города и необходимая техника».

Ликвидация последствий катастрофы в квартале между ул. Фрунзе и
ул. Новоконстантиновской

«...По состоянию к 11 часам дня 14 марта 1961 года... В течение ночи и утром извлечено из разрушенных зданий еще два трупа. Таким образом, всего извлечено на месте затопления 27 трупов... доставлено в больницы города 5 чел., а всего находится в больницах города 122 чел., пострадавших, в том числе 30 чел. находится в тяжелом состоянии, с большими травмами. Среди пострадавших 38 мужчин, 77 женщин и 7 детей...

По опросам родственников и местного населения не обнаружено 18 человек. Кроме того неизвестно, где находятся 21 чел. рабочих трамвайного парка, 4 человека завода Торгового машиностроения и 5 чел. родственников рабочих этого завода, которые находились в районе затопления».

«...В течение дня 14-го марта извлечено еще 5 трупов. Одна женщина извлеченная из затопленного здания умерла в больнице. Таким образом всего имеется трупов людей, погибших в результате затопления 33 чел., в том числе 7 мужчин, 23 женщин и 3 детей. Не опознано 15 трупов. Продолжают поступать заявления в отделения милиции города о пропавших людях...

По заявлениям пострадавших, руководителей предприятия трамвайного парка, завода торгового машиностроения и по данным органов милиции число неизвестно пропавших составляет не менее 100 человек.

14 марта в больницы города были доставлены 4 чел. пострадавших. Всего пострадало в результате затопления 139 чел. Из этого количества сейчас находится в больницах 116 чел., 22 чел. выздоровело, а один умер.

На протяжении дня расселено по квартирам 219 семей из 361».

«На протязі останніх чотирьох днів 22, 23, 24 і 25 березня 1961 року продовжувались роботи...

За ці чотири дні знайдено 12 трупів загиблих людей. Таким чином, за весь період з дня ліквідації аварії знайдено 133 трупи і померло в лікарнях від тяжких поранень 4 чол., а всього загиблих 137 чоловік. З цієї кількості 132 трупи вже поховано. В числі загиблих 45 чоловік, 86 жінок і 6 дітей.

За період з 13 березня в лікарні міста було направлено 142 потерпілих, в тому числі чоловіків 41, жінок 88, дітей 13».

Вид на разрушенный гидроотвал со стороны ул. Фрунзе

В правительственном сообщении по расследованию причин аварии указывалось: «В результате аварии разрушены или серьезно повреждены 22 частных одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажных и 12 одноэтажных деревянных домов государственного жилого фонда и два одноэтажных общежития барачного типа. Общая площадь всех этих строений составляет 4774 кв. метра.

Участок Бабьего Яра ниже гидроотвалов. На дне и откосах оврага—
следы грязевого потока. Вид со стороны Лукьяновки

Подверглись разрушению производственные постройки трамвайного депо им. Красина, экспериментального завода «Укрпромконструктор» и стройдвора Управления капитальных ремонтов горисполкома. Площадь разрушенных и поврежденных цехов составляет 5900 кв. метров. Трамвайное депо подлежит полному, а завод «Укрпромконструктор» частичному восстановлению...

При аварии выведены из строя 7 трамвайных вагонов, из которых 5 находились в трамвайном депо, один троллейбус, один автобус и 2 пожарных автомашины, прибывшие для откачки воды из затопленных подвалов.

Общий материальный ущерб от затопления и разрушений составляет 3,7 млн. рублей.

В районе аварии погибло 145 человек. Из 143 пострадавших и доставленных в больницы города, на 28 марта с. г. выздоровели 77 человек. Остальные находятся на излечении...

Полностью восстановлены и функционируют все поврежденные коммунальные сети. Улица Фрунзе расчищена, по ней с 20 марта открыто движение городского транспорта. В ближайшее время будет закончена расчистка и вывозка земляных масс с территории, подвергшейся затоплению».

Итак, согласно сообщению правительственной комиссии, в результате аварии погибло 145 человек

Вид на место сегодняшнего пересечения ул. О. Телиги и ул. Фрунзе

Особенно прискорбно, что стали они жертвами не природной стихии, а человеческой безответственности и расхлябанности. По факту трагедии было возбуждено уголовное дело, и уже в августе 1961 г. вынесен приговор — разные сроки лишения свободы получили 6 человек, признанных виновными: 4 из Киевского специализированного строительного управления и двое московских проектировщиков.




Інтернет-версія книги «Бабин Яр: людина, влада, історія»

Діяльність Комітету «Бабин Яр»



BESTHOSTING
хостинг на серверах
в Україні, США та Німеччині.
Домен БЕЗКОШТОВНО!
Наш баннер

© Громадський комітет «Бабин Яр», 2007-2019
Generated by
Alex:DB:Manager