составители татьяна евстафьева виталий нахманович |
БАБИЙ ЯР: человек, власть, история |
книга 1 историческая топография хронология событий |
|
УКАЗАТЕЛИ |
|
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ Артема ул. (Львовская ул.)
Статьи
Источники и литература. Проблемы систематизации и особенности изучения
Б. Вторичные источники
1. Документы, восходящие к рассказам непосредственных свидетелей и участников событий
б) Изложения рассказов непосредственных свидетелей и участников событий
Отправной точкой взяли пересечение улиц Глубочицы, Артема и Мельникова... В. Результаты исследований
2. Опубликованные результаты собственно исторических (в т.ч. непрофессиональных) исследований
«В конце улицы Артема началось непонятное. Сырец, Лукьяновка и Бабий Яр в первой половине XX в. (до начала немецкой оккупации 1941–1943 гг.). История застройки и проблемы топографии
Зеленые полосы предполагалось устроить по новой магистрали, дублирующей ул. Горвица (ныне — Большая Житомирская), и по ул. Артема, и по ул. Мельникова длиной 3,7 км. 14 километровая магистраль, берущая начало на Советской площади и отсюда по улицам Парижской Коммуны, Горвица, Сенной площади и по улице Артема, выходящей на улицу Мельникова, и оттуда на проектируемое Гостомельское направление с ответвлением на Пущу-Водицу»20. Расстрелы и захоронения в районе Бабьего Яра во время немецкой оккупации г. Киева 1941–1943 гг. Проблемы хронологии и топографии
Расстрел еврейского населения 29–30 сентября 1941 г.
Г. Баташева: «Утром 29 сентября 1941 г. ...примерно в 9 часов утра мы вышли со своего двора, прошли к улице Артема, на которую со всех других улиц сходились люди и в общем потоке двигались к улице Мельника... Из дома мы вышли в 7 часов утра, с Тургеневской мы вышли на улицу Артема, а затем по улице Мельника до еврейского кладбища. Окончание массовых расстрелов. Октябрь–ноябрь 1941 г.
По улице Артема двигалась колонна немецких грузовых автомобилей, покрытых брезентом. Киев и Бабий Яр на немецкой фотопленке осени 1941 года
Сохранились почти все здания, виднеющиеся на горизонте: застройка ул. Львовской (ныне — ул. Артема) — слева и ул. Полтавской — справа. Сырецкий концентрационный лагерь
Примечания
11 Ул. Мельникова пролегает от ул. Артема и Лукьяновской площади до ул. О. Телиги. Возникла в первой половине XIX в. на старом Житомирском пути. В 1869-1922 гг. и 1944-1957 гг. имела название Дорогожицкая (или в XIX в. - начале XX в. - Большая Дорогожицкая). Современное название в 1922-1944 гг. и с 1957 г. В отдельных источниках обозначена как ул. Мельника. Бабий Яр во второй половине XX в.
А через год в письме от 8 августа 1949 г. они же подчеркивали: «Из числа объектов дорожного строительства 1950 г., наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема»14 (док. № 103). Так, в Молотовском (ныне — Шевченковский) районе Киевским военным округом, Укрводстроем, ЦК ЛКСМУ, Заготскотом УССР и др. восстанавливались и строились дома по ул. Артема, 10 и 23, ул. Мельникова, 40, ул. Макаровской, 3 и др., всего — 24 240 кв. м жилья15. А по «Титулам Киевского городского совета» на 1948–1950 гг. велось строительство по ул. Дегтяревской, 7, ул. Мельникова, 27–35, 43–47, 59, 69, на углу Лагерной и Воздухофлотского шоссе, по ул. Макаровской, 5, 17,19, на углу Макаровской и Отрадной, по ул. Артема, 23, 53, 59, 65–73, 93–97 и др.17 «Посажено в 1949 г.: угол Овруцкой и Мельника (садик возле дома) — 48 дер., угол ул. Артема, Полтавской — 90 деревьев, на ул. Кагатной — 80 шт. Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая [ул. Дорогожицкой в то время называлась современная ул. Мельникова., ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке. Так по ул. Артема–Дорогожицкой предполагалось снести 3,0 тыс. кв. м обветшавшего жилья, а построить — 72,0 тыс. кв. м нового31 (док. № 106). В единую магистраль, идущую с севера на юг, объединяются улицы Большая Житомирская, Артема, Дорогожицкая [современная ул. Мельникова. — Авт.]...»35 Документы
№ 26. Из стенограммы беседы секретаря Киевского обкома ЛКСМУ П. Тронько с участником сожжения трупов в Бабьем Яру В. Куклей
1 марта 1944 г.
Через нее мы узнали, что мы едем по Львовской, потом на Лукьяновку выехали. Из Киева в это время гестапо уже выехало, находилось отделение на Львовской, 24. № 36. Из протокола допроса в НКВД в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру И. Черняковой
декабрь 1945 г.
Биржа труда находилась на Львовской улице, в здании бывшего военкомата. № 37. Из протокола допроса на Киевском процессе в качестве свидетеля спасшейся от расстрела Д. Проничевой
12 января 1946 г.
Из дома мы вышли в 7 часов утра, с Тургеневской мы вышли на улицу Артема, а затем по улице Мельника до еврейского кладбища. № 87. Воспоминания бывшего заключенного Сырецкого концлагеря В. Давыдова, помещенные на выставке «Комсомол и молодежь Советской Украины в Отечественной войне» в Историческом музее г. Киева
[1945 г.]
Меня, как безработного, отправили на Львовскую 24 - пересыльный пункт для отправки в Германию. № 91. Отрывок из документального рассказа «Катівні гестапо» бывшего заключенного Сырецкого концлагеря И. Митягина
[1946 г.]
Площадь Героев Перекопа, Житомирская, Львовская, подъем Дорогожицкой, ухабы у Лукьяновского кладбища. № 99. Справка секретаря Молотовского райкома КП(б)У З. Ильченко «По нанесенному ущербу немецкими оккупантами народному хозяйству Молотовского района»
[1944 г.]
По ул. Артема в школе № 1 был размещен концлагерь для отправки молодежи в Германию со всей Украины. № 103. Письмо секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя и председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву и Председателю Совета Министров УССР Д. Коротченко о выделении средств на прокладку ливнестоков
8 августа 1949 г.
Из числа объектов дорожного строительства 1950 года, наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от Заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема. № 106. Из «Основных положений десятилетнего плана городского строительства г. Киева на 1951–1960 гг.»
[1950 г.]
Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая, ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке; частично застраиваются также новые магистрали – Кловская и Печерская. ул. Артема–Дорогожицкая 72,0 3,0 4 № 129. Из справки начальника Управления благоустройства г. Киева М. Малюты для Орготдела Горисполкома о выполненных работах по внешнему благоустройству г. Киева в 1957–1958 гг.
23 декабря 1958 г.
Выполнены работы по реконструкции Ново-Константиновской улицы от Заводской до Еленовской, Верхнего и Нижнего Вала, ул. Горького до Ново-Тверской, ул. Набережно-Крещатикской от Пассажирской пристани до Ильинской, Воздухофлотское шоссе от ул. Артема до Брест-Литовского шоссе, Брест-Литовское шоссе между Гаванским и Ковельским мостами, ул. Гарматная, ул. Январского Восстания, Лагерная, Кагатная, Жилянская до Паньковской, Отрадная, Круглоуниверситетская, ул. Героев Триполья, Волошская, Хоревая, Ново-Тверская, Рыбальская, улица Ильича, 4-я Дачная и многие другие. |