составители
татьяна евстафьева
виталий нахманович
БАБИЙ ЯР:
человек, власть, история
книга 1
историческая топография
хронология событий
комитет «бабий яр» статьи документы иллюстрации указатели о книге обновленная версия
 УКАЗАТЕЛИ
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я 

Телиги Олены ул. (Коротченко Д. ул., Новоокружная ул., Окружная ул., Окружная магистраль, проселочная дорога, грунтовая дорога)
Статьи
В. Нахманович
Источники и литература. Проблемы систематизации и особенности изучения
А. Первичные источники
2. Изобразительные документы
а) Топографические планы местности

Это можно легко объяснить прокладкой еще до войны грунтовой дороги от ул. Лагерной (современной ул. Дорогожицкой) в направлении поселка Бабий Яр (эта грунтовая дорога не раз будет появляться в нашем исследовании).

Б. Вторичные источники
1. Документы, восходящие к рассказам непосредственных свидетелей и участников событий
а) Протоколы допросов, собственноручных заявлений и др. документы, опубликованные в научной и научно–популярной литературе, а также в периодической печати

Расстрелы в Бабьем Яру происходили в сторону Куреневки, где сейчас стоит торговый павильон на ул. О. Телиги № 27.


Потом они возделывались женщинами-заключенными из Сырецкого концлагеря, так как этот участок находился «рядом с лагерем»71, то есть как раз в районе современного дома № 27 по ул. О. Телиги.


«Расстреливали за караимским кладбищем, недалеко от станции метро «Дорогожичи» на углу ул. Мельникова и О. Телиги, у отрогов яра.

В. Результаты исследований
1. Результаты специальных исследований, носивших служебный характер

В акте, составленном Комиссией, указывалось, что «массовые расстрелы и захоронения гражданских лиц и военнопленных в Бабьем Яру в период временной оккупации г. Киева немецкими фашистами в 1941–1943 гг. ...производились на территории в границах улиц Мельника и Ново-Окружной до улицы Демьяна Бедного»138.


Таким образом, во-первых, места расстрелов гарантированно «не попадали» в зону строительства метро (угол четной стороны ул. Мельникова и ул. О. Телиги), а во-вторых, было произведено искусственное разделение мест расстрелов.


Еще одно место уничтожения военнопленных и мирных граждан — западный отрог яра, который ныне пересекла улица Олены Телиги...


— оконечность западного отрога Бабьего Яра в глубине ул. О. Телиги между улицами Щусева и О. Ольжича,


— широкая полоса, тянущаяся вдоль западной стороны яра от перекрестка улиц Дорогожицкой и О. Телиги и включающая территорию, на которой расположена ст. метро «Дорогожичи»147.

В. Результаты исследований
2. Опубликованные результаты собственно исторических (в т.ч. непрофессиональных) исследований

«В том месте, где сейчас стоит памятник «Минора», их [евреев. — Авт.] не расстреливали, — писал он в очередной версии своих «Неразгаданных тайн Бабьего Яра», напечатанных в изданной им «Книге памяти». — Расстреливали за караимским кладбищем, недалеко от станции метро «Дорогожичи» на углу ул. Мельникова и О. Телиги...»163


А далее он категорично заявляет: «Станция метро, находящаяся на углу улиц Мельникова и Телиги, находится за пределами места расстрелов»165.


Наоборот, И. Левитас, вероятно, оценив двусмысленность своей прежней версии, опять категорически заявил, что «уже несколько десятилетий [выделено мной. — Авт.] ни у кого не вызывает сомнений, что уничтожали людей в Бабьем Яру — это между домами № 25 и № 27 на улице Телиги.

Т. Евстафьева, В. Нахманович
Сырец, Лукьяновка и Бабий Яр в первой половине XX в. (до начала немецкой оккупации 1941–1943 гг.). История застройки и проблемы топографии

Эта площадь ограничивается с западной стороны в 155 м ул. Коротченко, с северной стороны — в 220 м — ул. Мельника.


Общая длина отрезка ул. Коротченко (современной ул. О. Телиги) между улицами Дорогожицкой и Мельникова — 325 м, а ул. Мельникова между улицами Коротченко и Оранжерейной — 295 м, см. топографический план 1953 г., прил. № 33. — Авт.


Эта система оврагов ограничена с юга ул. Мельникова [выделено нами. — Авт.], с запада, с северо-запада и севера — ул. Д. Коротченко и с востока Спуском Герцена, отделяющим урочище Бабий Яр от урочища Репьяхов Яр»37.


Соответственно, яр либо шел параллельно четной стороне ул. Мельникова, а далее поворачивал направо, к Куреневке, либо сразу уходил к Куреневке, а к современным улицам Мельникова и О. Телиги подходили его отроги.


Нынешняя ул. О. Телиги почти перпендикулярно пересекает засыпанный ныне Бабий Яр в районе домов № 25 и № 27».41


«Сам Бабий Яр был небольшим ответвлением (до 150 метров) Кирилловского яра, который шел почти параллельно нынешней улице Олены Телиги (бывшей ул. Д. Коротченко).


А далее он указывает, что «кончался» Бабий Яр «недалеко от станции метро «Дорогожичи» на углу ул. Мельникова и О. Телиги»45.


Что же касается Бабьего Яра, то остается неясным, где же находились его верховья: у еврейского кладбища (по-видимому, за западной его стеной) или приблизительно через 200–300 м, на углу улиц Мельникова и О. Телиги.


А затем уточнял: «Вершина Бабьего Яра находилась на месте дома № 27 по ул. О. Телиги» (здесь и далее перевод с украинского языка наш. — Авт.).


Опять непонятно, где же, по мнению И. Левитаса, были верховья яра: на углу улиц Мельникова и О. Телиги или в глубине ул. О. Телиги, между улицами Щусева и О. Ольжича. И что же такое, в конце концов, Бабий Яр: вся система яров от Сырца до Куреневки, или маленький отрог, заканчивавшийся между улицами Грекова и О. Телиги?


Три левых (западных) отрога яра примыкали к грунтовой дороге, которая шла вправо от ул. Лагерной параллельно руслу яра, а затем поворачивала мимо самого большого западного отрога в сторону поселка Бабий Яр (начало этой дороги совпадало с отрезком современной ул. О. Телиги между улицами Дорогожицкой и Мельникова).


Юго-западный отрог упирался в угол улицы Лагерной и грунтовой дороги.


Я. Чернякова (1980): «...я шла от Лукьяновского кладбища по ул. Дорогожицкой в сторону нынешней ул. Д. Коротченко.


А затем, стоя на ул. Дорогожицкой, недалеко от ее пересечения с ул. О. Телиги, она показывает вглубь тротуара за линию деревьев и говорит, что здесь находился противотанковый ров, шириной и глубиной примерно метра три, который тянулся до кладбища74.

В. Нахманович
Расстрелы и захоронения в районе Бабьего Яра во время немецкой оккупации г. Киева 1941–1943 гг. Проблемы хронологии и топографии
Общая периодизация и методика исследования

Это утверждение расходится с воспоминаниями Л. Заворотной, которая в 1997 г. рассказывала, что цыган расстреляли в Бабьем Яру, и она сама видела, как мимо ее дома (т.е. по грунтовой дороге, выходившей к ул. Лагерной) ехали цыганские кибитки, но было это уже значительно позже расстрела евреев7.

Начало массовых расстрелов. Сентябрь 1941 г.

В результате «участники следственного действия вышли на ул. Д. Коротченко и подошли к дому № 25б.


Здесь свидетель Евгеньев, остановившись между домом № 25б — в 20 метрах к юго-востоку от него и магазином «Воды-соки», в 40 м к западу от проезжей части ул. Д. Коротченко, пояснил, что в сентябре 1941 г. на этом месте росли кустарники желтой акации, из-за которых он наблюдал картину массовых расстрелов советских граждан, привозимых гитлеровцами на грузовых автомашинах.


По предложению свидетеля Евгеньева участники воспроизведения прошли от указанного места 125 м в восточном направлении, пересекли проезжую часть ул. Д. Коротченко и в 75 м к востоку от этой проезжей части свидетель Евгеньев указал место, где в 1941 г. находилось одно из ответвлений оврага урочища Бабий Яр, и где гитлеровцы в сентябре 1941 г. раздевали обреченных на смерть советских граждан, а затем расстреливали их»55 (рис. № 12).


Во-вторых, расстояние от указанной А. Евгеньевым точки до ближайшего восточного склона Бабьего Яра как минимум в два раза больше названного им, т.к. основное русло Бабьего Яра расходилось с существовавшей тогда грунтовой дорогой (см. топографический план 1953 г., прил. № 33).

Расстрел еврейского населения 29–30 сентября 1941 г.

Итак, «улицы Дорогожицкая и проселочная дорога, где теперь ул. Д. Коротченко, были перекрыты гитлеровскими автоматчиками с собаками и таким образом район Бабьего Яра был полностью оцеплен.


П. Клепко (Савицкая), 1910 г. рождения: «Ранним утром 29 сентября 1941 г. урочище Бабий Яр по улицам Дорогожицкой и Д. Коротченко было оцеплено гитлеровскими автоматчиками так, что урочище было полностью блокировано.


Примерно в 8 часов я шла по проселочной дороге, ведущей на Лукьяновский рынок, и с расстояния 50-70 м видела следующую картину.


В один из таких дней я шла на рынок по проселочной дороге, проходившей в районе Бабьего Яра и видела, с расстояния примерно 150 м, как фашисты расправлялись с мирными ни в чем неповинными гражданами»101 (док. № 58).


Приблизившись к Бабьему Яру, было видно, что со стороны ул. Дорогожицкой и вдоль Бабьего Яра по проселочной дороге, где теперь проходит ул. Д. Коротченко, сплошной стеной стояли гитлеровские автоматчики...


Вскоре по проселочной дороге какой-то старик вез доски на одноконной телеге.


Дезориентированный указаниями сотрудников «Киевпроекта», он направился «к пересечению улиц Мельникова и Д. Коротченко. Повернув по ул. Мельникова к юго-востоку и пройдя от пересечения с ул. Д. Коротченко 65 м, свидетель Евгеньев пояснил, что здесь в 1941 г. проходила в северном направлении грунтовая дорога, спускавшаяся в песчаный карьер, а он с этого места наблюдал, как гитлеровцы гнали на расстрел советских граждан. Свидетель Евгеньев указал место в 100 м к северу от проезжей части ул. Мельникова, где грунтовая дорога непосредственно спускалась в карьер и где гитлеровцы в конце сентября 1941 г. производили массовый расстрел советских граждан еврейской национальности»104.


Оцепление стояло и вдоль грунтовой дороги, но сама она для прохода была открыта.


Затем мальчики вернулись назад по грунтовой дороге.

Окончание массовых расстрелов. Октябрь–ноябрь 1941 г.

Либо, согласно буквальному смыслу слов С. Луценко, машины проезжали Сырецкие лагеря и по грунтовой дороге, отходившей от ул. Лагерной, доезжали до спуска в Бабий Яр, который находился в районе нынешней ст. метро «Дорогожичи» (со стороны современной ул. Олены Телиги).


Либо же они, не доезжая до грунтовой дороги, сворачивали к противотанковому рву.


«2 или 3 октября 1941 г., но в какой именно из этих дней теперь не помню, я шла в сторону Лукьяновского рынка, по упомянутой выше проселочной дороге я видела, как гитлеровцы привозили в Бабий Яр людей на крытых брезентом и открытых грузовых автомашинах.


«Примерно 3 или 4 октября 1941 г., но в какой точно из этих дней уже не помню, я шла от Лукьяновского кладбища по ул. Дорогожицкой в сторону нынешней ул. Д. Коротченко.

Уничтожение трупов в Бабьем Яру. Август–сентябрь 1943 г.

Чтобы понять, что такое 100-150 от лагеря напомним, что расстояние между нынешними улицами О. Телиги и Оранжерейной составляет 295 м.


Наконец В. Давыдов, очевидно, выбрался из яра на перекрестке улицы Лагерной (современной ул. Дорогожицкой) и грунтовой дороги и пошел по ул. Лагерной в сторону Сырца.


Журналисты же, судя по всему, пошли направо по грунтовой дороге и вышли к яру со стороны Сырецкого лагеря (т.е. со стороны современной ул. О. Телиги).


Многочисленные жертвы из числа его заключенных также заполняют Бабий Яр и ямы в самом лагере и вокруг него (в квартале, образуемом нынешними улицами Олены Телиги, Щусева, Грекова и Рижской-Дорогожицкой).

Т. Евстафьева
Сырецкий концентрационный лагерь

По воспоминаниям З. Трубакова, главные ворота лагеря выходили на нынешнюю ул. О. Телиги24, между современными Дорогожицкой и Щусева25.

Примечания

11 Ул. Мельникова пролегает от ул. Артема и Лукьяновской площади до ул. О. Телиги. Возникла в первой половине XIX в. на старом Житомирском пути. В 1869-1922 гг. и 1944-1957 гг. имела название Дорогожицкая (или в XIX в. - начале XX в. - Большая Дорогожицкая). Современное название в 1922-1944 гг. и с 1957 г. В отдельных источниках обозначена как ул. Мельника.

23 Ул. Ольжича пролегает от ул. О. Телиги до ул. Сырецкой. Возникла (за исключением начальной части) на рубеже XIX-XX вв., имела название «Бабий Яр» (по направлению в сторону урочища Бабий Яр). В 1952-1993 гг. - ул. Д. Бедного.

24 Ул. О. Телиги пролегает от ул. Дегтяревской до пр-та Червоных казаков и ул. Новоконстантиновской. Является частью Малой окружной дороги. Возникла в 50-х гг. XX в. и вместе с ул. Довженко составляла участок Новоокружной. В 1969-1993 гг. - ул. Д. Коротченко.

25 Ул. Щусева пролегает от ул. О. Телиги до железнодорожного путепровода и ул. Стеценко. Составляет часть автомагистрали Киев-Ковель-Брест. Возникла в середине XX в. под названием ул. Новая 881-я. Современное название с 1953 г.

Т. Евстафьева
Бабий Яр во второй половине XX в.

С 1959 г. начинается строительство жилого массива Сырец площадью более 75 га32 — между улицами Новоокружной (современной ул. О. Телиги), Дегтяревской, Кузьминской, Петровской железной дорогой и началом улицы Петропавловской.


В этот период прокладываются новые улицы: Рижская (1953), Щусева (1953), Новоокружная (с 1969–1993 гг. — Д. Коротченко, ныне — О. Телиги), Грекова (1957).


Были проведены перепланировка самого Бабьего Яра и окружающей территории, появилась новая магистраль — Новоокружная (1969–1993 — Д. Коротченко, с 1993 г. — О. Телиги).


«В связи с необходимостью строительства Окружной магистрали по тальвегу Бабьего Яра, — писал главный инженер института «Киевпроект» Ю. Матвиевский зам. председателю горисполкома А. Бардашу и председателю комиссии Госстроя УССР по наблюдению за мероприятиями в Бабьем Яру д.т.н. П. Слипченко, — отметки которой зависят от отметки верха защитной дамбы, представители института «Киевпроект» на ряде совещаний в комиссии Госстроя и в Киевском Горисполкоме ходатайствовали о снижении защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали»55, сооружение которой началось в 1962 г.


Это решение было подтверждено распоряжением Киевской городской госадминистрации под № 979 от 17 мая 2002 г. А постановлением Кабинета Министров Украины под № 1761 от 27 декабря 2001 г. «комплекс памятников на месте массового уничтожения мирного населения и военнопленных в урочище Бабий Яр во время гитлеровской оккупации между улицами Мельникова, Дорогожицкой и О. Телиги» был занесен в Государственный реестр исторических памятников Украины.

Документы
№ 53.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля спасшегося от расстрела в Бабьем Яру С. Таужнянского
20 мая 1980 г.

Улица Дорогожицкая и проселочная дорога, где теперь ул. Д. Коротченко, были перекрыты гитлеровскими автоматчиками с собаками, и, таким образом, район Бабьего Яра был полностью оцеплен.

№ 58.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру Н. Ткаченко
3 июня 1980 г.

В один из таких дней я шла на рынок по проселочной дороге, проходившей в районе «Бабьего Яра» и видела, с расстояния примерно 150 м, как фашисты расправлялись с мирными, ни в чем не повинными гражданами.

№ 60.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру А. Евгеньева
9 июня 1980 г.

Приблизившись к Бабьему Яру, было видно, что со стороны ул. Дорогожицкой и вдоль Бабьего Яра по проселочной дороге, где теперь проходит ул. Д. Коротченко, сплошной стеной стояли гитлеровские автоматчики.


Вскоре по проселочной дороге какой-то старик вез доски на одноконной телеге.

№ 64.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру П. Клепко (Савицкой)
31 июля 1980 г.

Ранним утром 29 сентября 1941 г. урочище Бабий Яр по улицам Дорогожицкой и Д. Коротченко было оцеплено гитлеровскими автоматчиками так, что урочище было полностью блокировано. Примерно в 8 час. я шла по проселочной дороге, ведущей на Лукьяновский рынок, и с расстояния 50-70 м видела следующую картину.


2 или 3 октября 1941 г., но в какой именно из этих дней теперь не помню, я шла в сторону Лукьяновского рынка, по упомянутой выше проселочной дороге я видела, как гитлеровцы привозили в Бабий Яр людей на крытых брезентом и открытых грузовых автомашинах.

№ 65.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру И. Черняковой
23 сентября 1980 г.

Примерно 3 или 4 октября 1941 г., но в какой точно из этих дней уже не помню, я шла от Лукьяновского кладбища по ул. Дорогожицкой в сторону нынешней ул. Д. Коротченко.

№ 106.  Из «Основных положений десятилетнего плана городского строительства г. Киева на 1951–1960 гг.»
[1950 г.]

Прокладываются новые направления (частично с использованием и реконструкцией существующих трасс): Ново-Константиновская, Печерская магистраль (уже осуществленная на отдельных отрезках), Кловская магистраль (с реконструкцией улицы Мечникова), Окружная магистраль (от Сталинки до Куреневки), дорога на Кончу-Заспу, автодорога на Труханов остров, являющаяся элементом строительства гидропарка, и др. важные направления.

№ 112.  Решение Киевского горисполкома «О замыве вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 отрога № 3 Бабьего Яра»
2 декабря 1952 г.

а) за замовленням заводоуправління Петрівських цегельних заводів скласти проектно-кошторисну документацію на перекладку відрізку газопроводу ГРС–2 – ГЭС–2 по трасі вул. Окружної, довжиною 500 м, замість відрізку, що підпадає у зону замиву;

№ 125.  Решение Киевского горисполкома «О замыве верховьев Бабьего Яра вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2»
12 апреля 1955 г.

В зв’язку з необхідністю термінового влаштування продовження вул. Мельника та вул. Окружної через верхів’я Бабйого1 Яру у відповідності з генеральним планом м. Київа, – виконавчий комітет Київської міської Ради депутатів трудящих

№ 129.  Из справки начальника Управления благоустройства г. Киева М. Малюты для Орготдела Горисполкома о выполненных работах по внешнему благоустройству г. Киева в 1957–1958 гг.
23 декабря 1958 г.

Начато строительство дорог крупной Ново-Окружной магистрали.

№ 135.  Справка начальника Управления благоустройства Киевского горисполкома М. Малюты для Государственной экспертной комиссии по расследованию причин аварии в Бабьем Яру о дорожно-строительных работах в районе Бабьего Яра
17 марта 1961 г.

Управление Благоустройства Исполкома Киевского Горсовета производит дорожно-строительные работы в районе Бабьего Яра по строительству Ново-Кладбищенской дороги (продолжение улицы Дорогожицкой), а также строительство Ново-Окружной Магистрали.

№ 144.  Письмо председателя Киевского горисполкома А. Давыдова председателю Комиссии Госстроя УССР по наблюдению за работами в Бабьем Яру П. Слипченко о выборе отметки пересечения Окружной магистрали с защитной дамбой
4 октября 1961 г.

Письмо председателя Киевского горисполкома А. Давыдова председателю Комиссии Госстроя УССР по наблюдению за работами в Бабьем Яру П. Слипченко о выборе отметки пересечения Окружной магистрали с защитной дамбой


В связи с необходимостью продолжить строительство Окружной магистрали в районе Бабьего Яра прошу рассмотреть вопрос выбора отметки пересечения магистрали с заканчивающейся строительством защитной дамбы.

№ 145.  Письмо главного инженера «Киевпроекта» Ю. Матвиевского зам. председателя Киевского горисполкома А. Бардашу о снижении отметки защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали
3 декабря 1961 г.

Письмо главного инженера «Киевпроекта» Ю. Матвиевского зам. председателя Киевского горисполкома А. Бардашу о снижении отметки защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали


В связи с необходимостью строительства Окружной магистрали по тальвегу Б.Яр, отметки которой зависят от отметки верха защитной дамбы представители института Киевпроект на ряде совещаний в комиссии Госстроя и в Киевском Горисполкоме ходатайствовали о снижении отметки защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали.


По полученным сведениям дано новое указание о дополнительном повышении дамбы до отметки 138,00, в чем нет в настоящее время необходимости по условию защитных мероприятий, и что крайне затруднит строительство Окружной магистрали, сооружение которой будет выполняться в 1962 г.

№ 152.  Из справки о ходе строительства и ввода в эксплуатацию инженерных сетей на жилмассивах г. Киева
[1963 г.]

Наглядной иллюстрацией низкого качества выполнена дорожных работ могут служить ул. Отрадная, ул. Грекова, Ново-Окружная; внутриквартальные проезды на Воскресенской Слободке, Нивках, Отрадном, проспекте 40-летия Октября.

№ 153.  Из справки о ходе подготовки строительных организаций Главкиевгорстроя к зимним условиям работы
[1963 г.]

Выполнено 1,3 км дороги по Ново-Окружной и изготовлен железобетон для полного ее окончания.

Рисунки
№ 18
План водосборных площадей водостоков по Окружной ул. 1961 г. // ДАК, ф. Р-1446, оп. 1, спр. 9, арк. 10.