составители
татьяна евстафьева
виталий нахманович
БАБИЙ ЯР:
человек, власть, история
книга 1
историческая топография
хронология событий
комитет «бабий яр» статьи документы иллюстрации указатели о книге обновленная версия
 УКАЗАТЕЛИ
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я 

Лукьяновка, ист. местн.
Статьи
В. Нахманович
Источники и литература. Проблемы систематизации и особенности изучения
Б. Вторичные источники
1. Документы, восходящие к рассказам непосредственных свидетелей и участников событий
а) Протоколы допросов, собственноручных заявлений и др. документы, опубликованные в научной и научно–популярной литературе, а также в периодической печати

Через верховья яра можно было пройти на Лукьяновку, одна тропа даже показана на топографическом плане 1953 г. Она находилась там, где сейчас проходит ул. Мельникова (см. прил. № 33).

Б. Вторичные источники
1. Документы, восходящие к рассказам непосредственных свидетелей и участников событий
б) Изложения рассказов непосредственных свидетелей и участников событий

Днем и ночью на Лукьяновке были слышны выстрелы, душераздирающие крики.


Удушающий смрад горящих человеческих костей и волос заволакивал всю Лукьяновку...»82


Наиболее ярким показателем незнакомства авторов с местностью является упоминание улицы Лукьяновской, которая, по их представлениям, «должна была» находится в районе Лукьяновки, а на самом деле располагается вообще в стороне от непосредственного места трагедии, ближе к Подолу.

Т. Евстафьева, В. Нахманович
Сырец, Лукьяновка и Бабий Яр в первой половине XX в. (до начала немецкой оккупации 1941–1943 гг.). История застройки и проблемы топографии

В районе Лукьяновки располагалось несколько предприятий, из которых крупнейшим (по занимаемой площади) был кабельный завод на ул. Багговутовской, 29 (ныне — Багговутовская, 10).


1. Бабий Яр (урочище между Лукьяновкой и Куреневкой)»10.


Были возведены инженерно-гидротехнические системы на Батыевой горе, Лукьяновке, на склонах Бабьего Яра, на спусках крутых улиц13.


На территории Лукьяновки начинается строительство жилых зданий, в 1937–1938 гг. построен пятиэтажный жилой дом на ул. Мельникова, 48 (ныне — Мельникова, 12), в котором жили семьи офицерского состава Красной Армии, а с сентября 1941 г. по октябрь 1943 г. — эсесовцы и полицейские (в т.ч. и те, которые охраняли построенный в мае 1942 г. Сырецкий концлагерь).


Уделялось внимание и развитию окраин, в том числе Лукьяновки.


Основными задачами реконструкции Лукьяновки и прилегающего к ней района, как отмечалось в «Пояснительной записке к генеральному плану реконструкции г. Киева» 1936 г., являлись: «укрепление оврагов, кантирование ключей и осушение болот, создание парковой системы.


«Характер специализации следующий: овощехранилища будут расположены преимущественно на Лукьяновке и Чоколовке, в районе Лукьяновки под склады отводилось 48 га»18.


В пояснительной записке к проекту отмечалось: «Подход и подъезд к трамплину очень удобно осуществляются со стороны шоссейной дороги, идущей с Лукьяновки мимо кладбищ и пересекающей Шевченковскую рощу [имеется в виду современная ул. Герцена — Авт.].


Здание запроектировано невдалеке (70 м) от шоссейной дороги, идущей по роще с Лукьяновки.

В. Нахманович
Расстрелы и захоронения в районе Бабьего Яра во время немецкой оккупации г. Киева 1941–1943 гг. Проблемы хронологии и топографии
Начало массовых расстрелов. Сентябрь 1941 г.

Меня посадили в последнюю автомашину, но я по пути к «Бабьему Яру» в районе Лукьяновки выпрыгнул из машины на ходу и упал на дорогу, где лежали расстрелянные люди»63 (док. № 46).

Расстрел еврейского населения 29–30 сентября 1941 г.

Со стороны ул. Мельника, мотоциклетного завода и Лукьяновки фашисты гнали большими группами мирных граждан по направлению к Бабьему Яру...

Окончание массовых расстрелов. Октябрь–ноябрь 1941 г.

Затем оцепление Яра было снято и открылся проезд в сторону Лукьяновки»139 (док. № 52).

Т. Евстафьева
Бабий Яр во второй половине XX в.

«Когда немецкие войска были выбиты из Киева и все кончилось, мы с другом, хоть и боялись мин, пошли посмотреть, что же там осталось, — писал А. Кузнецов в своем романе-документе «Бабий Яр». — Это был огромный, можно сказать, величественный овраг между тремя киевскими районами: Лукьяновкой, Куреневкой и Сырцом.


Но общая разруха не обошла Лукьяновку стороной.


Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая [ул. Дорогожицкой в то время называлась современная ул. Мельникова. — Авт.], ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке.


Так, для того, чтобы маршрут № 4 троллейбуса соединил Лукьяновку с Сырцом, необходим небольшой путепровод через «Бабий Яр» и менее 1 километра трассы.


Для удобного транспортного сообщения между Лукьяновкой и Куреневкой, а также во избежание роста оврага, находящегося в зоне города, и получения площади полезной застройки было решено ликвидировать Бабий Яр.


В решении за № 582 отмечалось: «Учитывая необходимость выполнения вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение, Исполнительный Комитет Городского совета депутатов трудящихся постановил:


Такова новейшая история Бабьего Яра и прилегающих к нему районов Сырца и Лукьяновки.

Документы
№ 10.  Из пояснительной записки к проекту лыжной базы с трамплином в Бабьем Яру
[декабрь 1940 г.]

Подход и подъезд к трамплину очень удобно осуществляется со стороны шоссейной дороги, идущей с Лукьяновки, мимо кладбищ и пересекающей Шевченковскую рощу.


Здание запроектировано невдалеке (70 м) от шоссейной дороги идущей по роще с Лукьяновки.

№ 12.  Протокол допроса в НКГБ в качестве свидетеля участника сожжения трупов в Бабьем Яру Л. Островского
12 ноября 1943 г.

16 августа 1943 г. из Сырецкого концлагеря немцы отобрали 100 человек, среди которых были евреи и другие национальности, преимущественно советско-партийный актив под усиленным конвоем привезли к «Бабьему Яру», находящемуся вблизи г. Киева, между Лукьяновкой и Куреневкой.

№ 16  Из протокола допроса в НКВД в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру М. Луценко
15 ноября 1943 г.

Могу пояснить, что мне известно следующее: примерно в сентябре месяце 1941 г. я лично сама видела, когда немецкий карательный отряд вел группу пленных красноармейцев, которые были раздеты, за русское кладбище (Лукьяновка).

№ 26.  Из стенограммы беседы секретаря Киевского обкома ЛКСМУ П. Тронько с участником сожжения трупов в Бабьем Яру В. Куклей
1 марта 1944 г.

Через нее мы узнали, что мы едем по Львовской, потом на Лукьяновку выехали.

№ 28.  Из протокола допроса в «СМЕРШе» в качестве обвиняемого бывшего полицейского украинской полиции В. Покотило
11 марта 1945 г.

Расстреляли эту массу людей в Лукьяновке около еврейского кладбища, в так называемом «Бабьем Яру».

№ 36.  Из протокола допроса в НКВД в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру И. Черняковой
декабрь 1945 г.

С фальшивыми документами я устроилась работать на Лукьяновке по разгрузке овощей, где и проработала до освобождения города.

№ 39.  Из протокола допроса в МГБ в качестве обвиняемого бывшего служащего СД Ф. Круля
29 июня 1950 г.

По заданию начальника тюрьмы я занимался этапированием арестованных в СД советских граждан из тюрьмы СД в тюрьму городскую на Лукьяновку.

№ 46.  Из протокола допроса в Прокуратуре в качестве свидетеля участника сожжения трупов в Бабьем Яру Я. Капера
13 февраля 1967 г.

Меня посадили в последнюю автомашину, но я по пути к «Бабьему Яру» в районе Лукьяновки выпрыгнул из машины на ходу и упал на дорогу, где лежали расстрелянные люди.

№ 52.  Из протокола допроса в Прокуратуре в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру А. Евгеньева
14 февраля 1967 г.

Затем оцепление Яра было снято и открылся проезд в сторону Лукьяновки.

№ 60.  Из протокола допроса в КГБ в качестве свидетеля очевидца расстрелов в Бабьем Яру А. Евгеньева
9 июня 1980 г.

Со стороны ул. Мельника, мотоциклетного завода и Лукьяновки фашисты гнали большими группами мирных граждан по направлению к Бабьему Яру.


Лишь дней через 10, когда можно было свободно пройти в сторону Лукьяновки, я подходил к самому оврагу, где видны были головы, руки, ноги.

№ 106.  Из «Основных положений десятилетнего плана городского строительства г. Киева на 1951–1960 гг.»
[1950 г.]

Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. Артема–Дорогожицкая, ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке; частично застраиваются также новые магистрали – Кловская и Печерская.

№ 109.  Решение Киевского горисполкома «По вопросу разрешения Петровскому заводоуправлению кирпичных заводов № 1 и № 2 МПСМ УССР транспортировать вскрышные породы в отроги Бабьего Яра в Подольском районе»
28 марта 1950 г.

Учитывая необходимость выполнения вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение.

№ 114.  Из письма председателя Киевского горисполкома А. Давыдова секретарю ЦК КПУ А. Кириченко о строительстве кольцевых дорог в г. Киеве
[12 июля 1954 г.]

Вартість шляхопровода на Лук'янівці – 2,0 млн.крб.

№ 121.  Письмо председателя Постройкома УНР–464 треста «Стальмонтаж–2» Б. Азарова секретарю ЦК КПУ А. Кириченко о прокладке дороги с Лукьяновки на Сырец
13 октября 1954 г.

Письмо председателя Постройкома УНР–464 треста «Стальмонтаж–2» Б. Азарова секретарю ЦК КПУ А. Кириченко о прокладке дороги с Лукьяновки на Сырец


Так, для того, чтобы маршрут № 4 троллейбуса соединил Лукьяновку с Сырцом необходим небольшой путепровод через «Бабий Яр» и менее 1 километра трассы.


Неоднократно писались жалобы на отвратительную работу автотранспорта на маршруте Лукьяновка–Сырец, на издевательское отношение к потребностям жителей Сырца работников автоуправления, однако – результатов это не дало.


Необходимо наконец-то включить в план 1955 года строительство троллейбусной линии Лукьяновка–Сырец.


Необходимо безотлагательно обеспечить бесперебойную работу автобусов на этом маршруте, для чего нужно выделить вместо 4-х – шесть автобусов (по крайней мере в утренние и вечерние часы) и организовать диспетчерский пункт на Лукьяновке, что обеспечит выполнение графика движения автобусов и избавит жителей Сырца от мытарств, которые легко избежать.


Я обращаюсь к Вам, как к депутату Верховного Совета СССР, как к секретарю ЦК КПУ с убедительной просьбой принять надлежащие меры для прекращения безобразий в работе городского транспорта на маршруте Лукьяновка–Сырец, для улучшения быта большого коллектива советских людей.

Фотографии
№ 19

Трупы на Лукьяновке // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 21 // МІК.

№ 20

Трупы на Лукьяновке // Немецкая фотопленка. - 1941. - [Окт.] - Кадр 22 // МІК.